Вариатор (CVT)

Вариатор – агрегат, предназначенный для плавного бесступенчатого изменения передаточного числа от ведущего вала к ведомому. Главная его характеристика- регулировочный диапазон, то есть соотношение наибольшего передаточного числа к наименьшему.


В нашем случае имеется в виду вариатор как автоматическая трансмиссия автомобиля, хотя сам принцип вариативной передачи широко распространен и в других сферах- промышленных обрабатывающих станках или, например, метрополитене для регулировки скорости движения поручней и эскалатора.
Первые вариаторы(CVT — continuously variable transmission) 
устанавливались на автомобили DAF в 50-х годах двадцатого века(эта компания помимо грузовиков еще и легковые авто в то время выпускало).Хотя изобретение самого принципа приписывают самому Л.да Винчи еще лет пятьсот назад. Однако, широкое распространение эта АКПП получило только в последние годы.
Управление вариатором внешне ничем не отличается от обычной АКПП-те же позиции селектора-P/R/N/D, но работает этот механизм по совершенно другому принципу. Здесь нет фиксированных передач -1,2,3 и т.д. Происходит плавное изменение передаточного числа и крутящего момента между клиноременными шкивами посредством клинового металлического ремня.

 

Кстати, о ремне- он имеет сложное строение. Обычно, это стальная лента или несколько тросов с нанизанными на них металлическими пластинами, имеющими сложную форму. И передает усилие такой ремень именно посредством толкания ведомого шкива ведущим(в отличие от обычной ременной передачи, где ремень «тянет» за собой ведомое колесо) .

 

Как именно вариатор будет изменять передаточное число, зависит от электронного блока управления АКПП. На обычном автомате(да и на «ручке») переключение происходит при достижении двигателем определенных оборотов. Здесь обороты остаются постоянными(как правило, близкими к максимальному крутящему моменту), а скорость автомобиля увеличивается.

 

На новых автомобилях есть режим, позволяющий создать «виртуальные» передачи, когда блок управления запоминает несколько значений передаточных чисел(«передач») и вариатор работает как обычная АКПП. Так же задается и ручной (секвентальный, «тип-троник») режим переключения.

Помимо достоинств, у вариатора есть и недостатки. Один из них – сравнительно дорогое обслуживание и возможный ремонт. В основном, при значительном пробеге, страдает сама цепь(100-150тысяч км пробега). Так же периодически, как впрочем и на обычном автомате, требуется замена трансмиссионного масла.

Нам знакомы все слабые и уязвимые места этого типа АКПП. При обращении наши специалисты произведут диагностику и установят причины и возможные последствия неисправностей.

Другие материалы в этой категории: « Типы АКПП DSG-Преселективная АКПП »