ПРИНЦИП РАБОТЫ

 
 

Говоря в целом, АКПП обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя через трансмиссию к ведущим колесам. На сегодняшний день существует множество конструктивных разновидностей автоматических коробок переключения передач, но практически все они основаны на одних и тех же принципах работы. Условно можно разделить АКПП на две части – гидротрансформатор (он же «бублик») и планетарный механизм (собственно, сама коробка).
Гидротрансформатор при помощи масла обеспечивает передачу крутящего момента от маховика двигателя к планетарному механизму и при этом способен дифференцировать саму мощность передачи, выполняя роль сцепления как в МКПП. Он состоит из трех основных частей – насосное колесо, реактор и турбинное колесо. Насосное колесо жестко сцеплено с ДВС и постоянно вращается вместе с ним.

 

Насосное колесо посредством вращения двигателя с помощью лопаток приводит в движение трансмиссионное масло, которое, в свою очередь, увлекает за собой турбинное колесо и передает ему крутящий момент. Здесь , в зависимости от оборотов, играет свою роль реактор, который изменят направление подачи масла между ведущим и ведомым колесами и тем самым регулирует передаваемую мощность. При этом, часть энергии вращения переходит в тепловую , вызывая нагрев масла. При нормальной циркуляции трансмиссионной жидкости происходит её охлаждение и поддерживается рабочая температура (примерно 80-95 градусов по цельсию). Из-за перехода кинетической энергии в тепловую происходит некоторое снижение КПД (порядка 5-10 %). Что бы этого избежать, при увеличении оборотов гидротрансформатор переходит в режим гидромуфты, когда он передает крутящий момент и число оборотов в соотношении 1:1 между маховиком и турбинным колесом.

Но поскольку только один гидротрансформатор не способен варьировать число оборотов и скорость в широком диапазоне, на его выходном валу устанавливают коробку передач. Как правило, это механизм планетарной передачи. Благодаря нему достигается относительная компактность АКПП. 

Простейший планетарный механизм состоит из: солнечной шестерни, сателитов, водила и коронной (кольцевой) шестерни. Конечно, помимо платетарного механизма, установлена довольно сложная система фрикционов , гидроклапанов и соленоидов. При затормаживании одной или двух частей планетарного механизма происходит повышение, понижение или реверсивное движение(задний ход) выходного вала коробки передач.

На сегодняшний день встречаются сложные АКПП с несколькими планетарными редукторами. Сложность конструкции АКПП обеспечивает более легкое, плавное и комфортное управление автомобилем, однако требует соответствующего обращения и при неправильной эксплуатации и чрезмерных нагрузках может довольно быстро выйти из строя.

 
Другие материалы в этой категории: « РЕКОМЕНДАЦИИ ЧТО ТАКОЕ АКПП »